Описание метода кайдзен

 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

>> Что такое 5S и зачем это нужно     

СВЯЗАННЫЕ УСЛУГИ

Пошаговое внедрение бережливого производстваВнедрение 5S | Кайдзен-блиц  |  Проект внедрения  lean | Обучение кайдзен

Цели кайдзен-методики:

  • Постоянное улучшение и совершенствование бизнес-процессов
  • Минимизация затрат и потерь
  • Увеличение оборачиваемости средств
  • Увеличение оборота запасов
  • Снижение процента брака
  • Снижение точки безубыточности
  • Рациональное использование площадей складов и цехов

Результаты использования кайдзен-методики:

  • Снижение точки безубыточности
  • Увеличение оборачиваемости средств и запасов
  • Минимизация затрат и потерь
  • Сокращение процента незавершенного производства и брака
  • Оптимизация трудозатрат и повышение производительности труда
  • Повышение качества продукции и удовлетворенности потребителей
  • Увеличение жизненного цикла оборудования
  • Рациональное использование площадей складов и цехов
  • Повышение дисциалины и корпоративных взаимотношений
  • Повышение продуктивности

Преимущества кайдзен-методики:

  • Минимальные затраты

Основа метода кайдзен – постоянное совершенствование. Изменения происходят не за счёт дорогостоящих процессов с привлечением экспертов и закупкой нового оборудования,  а благодаря работе инициативной группы.

  • Экономия во всём

Изменения с целью совершенствования ведут к устранению лишних процессов из работы. Это позволяет экономить на тратах, освобождает пространство, время и сохраняет ресурсы.

  • Работа командой

Одна из задач кайдзен-методики – изменить мышление работников компании, нацелить их сознание на самосовершенствование. С такой командой компания постоянно развивается. Сотрудники используют максимум своих возможностей и внедряют новые идеи.

  • Непрерывная работа над результатом

Метод кайдзен подразумевает постоянное самосовершенствование компании, процессов и команды. Улучшения внедряются не разово, а происходят постоянно.

Принципы кайдзен-методики:

  • Признание проблемы
  • Своевременное решение проблемы
  • Правильно с первого раза
  • Принцип вытягивания, "поток" по требованию
  • Критерии процесса вместо критериев результатов: дисциплина, управление временем, совершенствование мастерства, соучастие и вовлеченность, мораль и коммуникабельность
  • Маленький шаг, но сегодня
  • Психологическая безопасность: не штрафы, а поощрения

Инструменты кайдзен-методики:

  • Система принципов
  • Использование знаний и идей сотрудников для проведения улучшений
  • Внедрение методов совершенствования процессов
  • Система решения типовых проблем и задач
  • Комплексные решения: Семь инструментов качества, ухода за оборудованием (TPM), поддержания чистоты и порядка в цехах (5S), сокращения затрат на транспорт и запасы

Инструменты кайдзен-методики:

  • Работа команды

Создание кайдзен-групп, кружков качества. Создание кросс-функцинональных команд. Поощрение тех сотрудников, кто участвует в кайдзен, вносит предложения и аккумулирует новые идеи, является лидером малой группы, проводником изменений.

В данном принципе важно определить лидеров кайдзен-групп и проводников изменений. Ответственные сотрудники подготавливают отчёты о работе кружков, возникших и решённых проблемах, проведенных усовершенствованиях.

  • Поставновка и отслежевание целей

В рамках метода кайдзен определяются цели компании, подразделений и каждого сотрудника.

Для контроля достижения целей используется таблица, куда заносятся все достижения, изменения и процессы. Таблица доступна всем.

  • Нацеленность на клиента

Коммуникация с клиентом – важная часть метода кайдзен. Предприятие должно постоянно проводить опросы с целью определить актуальные проблемы, боли и потребности своей целевой аудитории. Удовлетворённость клиента измеряется по заранее разработанной оценочной системе.

  • Новые идеи

Компания, которая работает по методу кайдзен, внедряет систему предложений, которые исходят от сотрудников. В систему входит процесс сбора, оценки и принятия новых  предложений.

По результату представляется отчёт, в котором указывается, сколько предложений поступило, сколько из них внедрено и на какие финансовые показатели повлияло нововведение.

  • Работа по стандартам

В компании разрабатываются стандарты работы процессов. Если процесс необходимо улучшить, то в стандарт вносятся изменения.

 Выполнение стандартов контролируется. Команда постоянно ищет возможности для улучшения стандартов и реализует их с помощью системы предложений.

  • Система работы с проблемными ситуациями

Работа построена так, что нижестоящие подразделения могут сами решать проблемные ситуации. Руководство получает отчёт о проделанной работе, но не вмешивается в рабочий процесс без необходимости.  

Стандартизация работы позволяет команде своевременно и эффективно реагировать на проблемы.

Некоторые инструменты нельзя применить для любого предприятия. Ниже разделим их на группы:

  • Инструменты, которые можно применить на любом производстве. Сюда входят действия, которые не требуют серьёзных изменений в компании. Это такие инструменты, как: всеобщий уход за оборудованием (TPM), статистические инструменты, визуальный менеджмент, система 5S, стандартизация операций, кружок качества, система непрерывных улучшений.
  • Инструменты, которые требуют произвести некоторые изменения на производстве. Это такие инструменты, как: канбан, точно вовремя, FIFO, вытягивающее производство.
  • Инструменты, которые требуют произвести реструктуризацию некоторых процессов. Это такие инструменты, как: поток единичных изделий и U-ячейки.

Как происходит организация командной работы

Для того, чтобы организовать слаженную командную работу, необходимо разработать систему мотивации. Сотрудники, которые активно участвуют в жизни компании, предлагают новые идеи, внедряют проекты и предложения, поощряются. Условия и размер бонусов оговариваются со всеми сотрудниками. Если компания не выполняет своих обязательств по премированию, то падает мотивация сотрудников, а соответственно результативность всей работы.

В случае, если условия выполняются, система предложений и улучшений автоматизируется. Это значительно снижает затраты компании на внедрение усовершенствований и новых идей.

Какие затраты требует метод кайдзен

  • Рабочее время членов кайдзен-групп

Задача кайдзен-группы организовать работу, составить план и стандарты системы предложений, проанализировать полученные данные. Для этого необходимо, чтобы членам группы было выделено время на совещания и организаторскую деятельность. Обычно это несколько часов в неделю, когда сотрудники освобождаются от работы.

  • Бонусы для сотрудников

 Условия и размер бонусов оговариваются со всеми сотрудниками, после чего разрабатывается система поощрений. За каждое предложение или внедрённое улучшение сотрудники получают вознаграждение.

  • Оплата работы консультантов

Модель кайдзен имеет большое количество нюансов, которые тяжело учесть. Поэтому внедрение методики происходит под нашим контролем, мы обучим Ваших сотрудников, создадим самостоятельную кайдзен-группу и передадим ответственному лицу все полномочия.

  • Затраты на материалы

В метод кайдзен входит использование различных инструментов и визуальных материалов.

Инструменты кайдзен, которые Вы можете попробовать уже сейчас

  1. Инструмент «проблемный лист»

Что необходимо: лист бумаги, ручка или карандаш, ящик или папка

Этот инструмент помогает вывить актуальные проблемы в компании. Каждый раз, когда кто-то из сотрудников обнаруживает проблему или неразрешенную сложную ситуацию, он записывает её и кладёт в специальный ящик или папку. Альтернативой может стать общий электронный файл или раздел в CRM-системе.

  1. Инструмент «5 почему»

Что необходимо: лист бумаги, ручка или карандаш, сотрудник, связанный с проблемой.

На данном этапе предлагается предложить пути решения проблемы. Для этого сначала выявляется причина возникшей проблемы – «причина первого порядка», затем почему возникла эта причина – «причина второго порядка». Необходимо расписать минимум до 5 этапа. Затем находятся методы их решения.

  1. Алгоритм работы с улучшениями

Алгоритм работы с улучшениями включает в себя чёткую структуру действий. Его выполнение контролируется лидером кайдзен-группы (в начале внедрения методики эти функции выполняет представитель нашей компании).

Алгоритм включает:

  • Определение проблемы
  • Использование инструмента «5 почему»
  • Составление схемы причин и графика полученных результатов
  • Разработка контрольных листков и проведение анализа
  • Распределение выявленных причин по частоте
  • Разработка и внедрение мер с помощью цикла PDCA: планируй-действуй –проверяй-воздействуй
  • Повторная проверка