Описание метода кайдзен
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
>> Что такое 5S и зачем это нужно
СВЯЗАННЫЕ УСЛУГИ
Пошаговое внедрение бережливого производства | Внедрение 5S | Кайдзен-блиц | Проект внедрения lean | Обучение кайдзен
Цели кайдзен-методики:
- Постоянное улучшение и совершенствование бизнес-процессов
- Минимизация затрат и потерь
- Увеличение оборачиваемости средств
- Увеличение оборота запасов
- Снижение процента брака
- Снижение точки безубыточности
- Рациональное использование площадей складов и цехов
Результаты использования кайдзен-методики:
- Снижение точки безубыточности
- Увеличение оборачиваемости средств и запасов
- Минимизация затрат и потерь
- Сокращение процента незавершенного производства и брака
- Оптимизация трудозатрат и повышение производительности труда
- Повышение качества продукции и удовлетворенности потребителей
- Увеличение жизненного цикла оборудования
- Рациональное использование площадей складов и цехов
- Повышение дисциалины и корпоративных взаимотношений
- Повышение продуктивности
Преимущества кайдзен-методики:
- Минимальные затраты
Основа метода кайдзен – постоянное совершенствование. Изменения происходят не за счёт дорогостоящих процессов с привлечением экспертов и закупкой нового оборудования, а благодаря работе инициативной группы.
- Экономия во всём
Изменения с целью совершенствования ведут к устранению лишних процессов из работы. Это позволяет экономить на тратах, освобождает пространство, время и сохраняет ресурсы.
- Работа командой
Одна из задач кайдзен-методики – изменить мышление работников компании, нацелить их сознание на самосовершенствование. С такой командой компания постоянно развивается. Сотрудники используют максимум своих возможностей и внедряют новые идеи.
- Непрерывная работа над результатом
Метод кайдзен подразумевает постоянное самосовершенствование компании, процессов и команды. Улучшения внедряются не разово, а происходят постоянно.
Принципы кайдзен-методики:
- Признание проблемы
- Своевременное решение проблемы
- Правильно с первого раза
- Принцип вытягивания, "поток" по требованию
- Критерии процесса вместо критериев результатов: дисциплина, управление временем, совершенствование мастерства, соучастие и вовлеченность, мораль и коммуникабельность
- Маленький шаг, но сегодня
- Психологическая безопасность: не штрафы, а поощрения
Инструменты кайдзен-методики:
- Система принципов
- Использование знаний и идей сотрудников для проведения улучшений
- Внедрение методов совершенствования процессов
- Система решения типовых проблем и задач
- Комплексные решения: Семь инструментов качества, ухода за оборудованием (TPM), поддержания чистоты и порядка в цехах (5S), сокращения затрат на транспорт и запасы
Инструменты кайдзен-методики:
- Работа команды
Создание кайдзен-групп, кружков качества. Создание кросс-функцинональных команд. Поощрение тех сотрудников, кто участвует в кайдзен, вносит предложения и аккумулирует новые идеи, является лидером малой группы, проводником изменений.
В данном принципе важно определить лидеров кайдзен-групп и проводников изменений. Ответственные сотрудники подготавливают отчёты о работе кружков, возникших и решённых проблемах, проведенных усовершенствованиях.
- Поставновка и отслежевание целей
В рамках метода кайдзен определяются цели компании, подразделений и каждого сотрудника.
Для контроля достижения целей используется таблица, куда заносятся все достижения, изменения и процессы. Таблица доступна всем.
- Нацеленность на клиента
Коммуникация с клиентом – важная часть метода кайдзен. Предприятие должно постоянно проводить опросы с целью определить актуальные проблемы, боли и потребности своей целевой аудитории. Удовлетворённость клиента измеряется по заранее разработанной оценочной системе.
- Новые идеи
Компания, которая работает по методу кайдзен, внедряет систему предложений, которые исходят от сотрудников. В систему входит процесс сбора, оценки и принятия новых предложений.
По результату представляется отчёт, в котором указывается, сколько предложений поступило, сколько из них внедрено и на какие финансовые показатели повлияло нововведение.
- Работа по стандартам
В компании разрабатываются стандарты работы процессов. Если процесс необходимо улучшить, то в стандарт вносятся изменения.
Выполнение стандартов контролируется. Команда постоянно ищет возможности для улучшения стандартов и реализует их с помощью системы предложений.
- Система работы с проблемными ситуациями
Работа построена так, что нижестоящие подразделения могут сами решать проблемные ситуации. Руководство получает отчёт о проделанной работе, но не вмешивается в рабочий процесс без необходимости.
Стандартизация работы позволяет команде своевременно и эффективно реагировать на проблемы.
Некоторые инструменты нельзя применить для любого предприятия. Ниже разделим их на группы:
- Инструменты, которые можно применить на любом производстве. Сюда входят действия, которые не требуют серьёзных изменений в компании. Это такие инструменты, как: всеобщий уход за оборудованием (TPM), статистические инструменты, визуальный менеджмент, система 5S, стандартизация операций, кружок качества, система непрерывных улучшений.
- Инструменты, которые требуют произвести некоторые изменения на производстве. Это такие инструменты, как: канбан, точно вовремя, FIFO, вытягивающее производство.
- Инструменты, которые требуют произвести реструктуризацию некоторых процессов. Это такие инструменты, как: поток единичных изделий и U-ячейки.
Как происходит организация командной работы
Для того, чтобы организовать слаженную командную работу, необходимо разработать систему мотивации. Сотрудники, которые активно участвуют в жизни компании, предлагают новые идеи, внедряют проекты и предложения, поощряются. Условия и размер бонусов оговариваются со всеми сотрудниками. Если компания не выполняет своих обязательств по премированию, то падает мотивация сотрудников, а соответственно результативность всей работы.
В случае, если условия выполняются, система предложений и улучшений автоматизируется. Это значительно снижает затраты компании на внедрение усовершенствований и новых идей.
Какие затраты требует метод кайдзен
- Рабочее время членов кайдзен-групп
Задача кайдзен-группы организовать работу, составить план и стандарты системы предложений, проанализировать полученные данные. Для этого необходимо, чтобы членам группы было выделено время на совещания и организаторскую деятельность. Обычно это несколько часов в неделю, когда сотрудники освобождаются от работы.
- Бонусы для сотрудников
Условия и размер бонусов оговариваются со всеми сотрудниками, после чего разрабатывается система поощрений. За каждое предложение или внедрённое улучшение сотрудники получают вознаграждение.
- Оплата работы консультантов
Модель кайдзен имеет большое количество нюансов, которые тяжело учесть. Поэтому внедрение методики происходит под нашим контролем, мы обучим Ваших сотрудников, создадим самостоятельную кайдзен-группу и передадим ответственному лицу все полномочия.
- Затраты на материалы
В метод кайдзен входит использование различных инструментов и визуальных материалов.
Инструменты кайдзен, которые Вы можете попробовать уже сейчас
- Инструмент «проблемный лист»
Что необходимо: лист бумаги, ручка или карандаш, ящик или папка
Этот инструмент помогает вывить актуальные проблемы в компании. Каждый раз, когда кто-то из сотрудников обнаруживает проблему или неразрешенную сложную ситуацию, он записывает её и кладёт в специальный ящик или папку. Альтернативой может стать общий электронный файл или раздел в CRM-системе.
- Инструмент «5 почему»
Что необходимо: лист бумаги, ручка или карандаш, сотрудник, связанный с проблемой.
На данном этапе предлагается предложить пути решения проблемы. Для этого сначала выявляется причина возникшей проблемы – «причина первого порядка», затем почему возникла эта причина – «причина второго порядка». Необходимо расписать минимум до 5 этапа. Затем находятся методы их решения.
- Алгоритм работы с улучшениями
Алгоритм работы с улучшениями включает в себя чёткую структуру действий. Его выполнение контролируется лидером кайдзен-группы (в начале внедрения методики эти функции выполняет представитель нашей компании).
Алгоритм включает:
- Определение проблемы
- Использование инструмента «5 почему»
- Составление схемы причин и графика полученных результатов
- Разработка контрольных листков и проведение анализа
- Распределение выявленных причин по частоте
- Разработка и внедрение мер с помощью цикла PDCA: планируй-действуй –проверяй-воздействуй
- Повторная проверка