Бюджетирование - это комплекс бизнес-процессов, предназначенных для осуществления планирования и контроля исполнения будущей деятельности компании исходя из ее стратегических целей и ключевых показателей развития. Основная цель бюджетирования - грамотное распределение ресурсов компании.

Бюджет компании – это финансовый документ, который объединяет оперативные (операционные) и финансовые планы работ по всем подразделениям и направлениям деятельности предприятия. Процесс бюджетирования включает – подготовку, согласование и внесение корректировок в отдельные бюджеты с последующим формированием на их основе сводного бюджета компании.

Задачи бюджетирования

  • определение объектов бюджетирования
  • операционное и финансовое планирование деятельности в соответствии с принятыми показателями развития
  • расчет показателей бюджета
  • определение требуемого объема денежных ресурсов, гарантирующих финансовую стабильность и платежеспособность компании
  • обоснование затрат и расходов компании
  • расчет уровня внутреннего и внешнего финансирования, определение необходимости привлечения дополнительных ресурсов
  • прогнозирование доходов и расходов организации
  • обеспечения координации и взаимодействия различных подразделений компании

Формирование оперативного бюджета означает проведение количественной оценки доходов и расходов по каждому подразделению компании. Оперативный бюджет включает: расчет бюджета продаж, производственного бюджета, бюджета производственных запасов, бюджета закупок, бюджета общепроизводственных расходов, бюджета трудовых затрат, бюджета коммерческих расходов, бюджета общих и административных расходов, а также прогнозного отчета о прибылях и убытках.

Финансовый бюджет

Формируется в целях определения источников финансирования и способов их использования. Включает, бюджет капитальных затрат, бюджет денежных средств и прогнозный баланс.

Задачи казначейства

Бизнес-процессы казначейства нужны для обеспечения финансирования основной и прочей деятельности предприятий в рамках установленных бюджетов, а именно:

  • планирование и бюджетный контроль денежных потоков компании
  • предотвращение кассовых разрывов в денежных потоках
  • оптимизация и проведение платежей
  • выявление и размещение излишков ликвидных активов
  • уменьшение финансовых рисков
  • управление ликвидностью компании
  • контроль дебиторской и кредиторской задолженности
  • отслеживание и проведение взаимозачетов
  • планирование бюджета движения денежных средств

Эффективное бюджетирование и казначейство позволяет:

  • обеспечить и контроль достижения плановых финансовых и производственных показателей работы
  • повысить общую эффективность работы компании и целевого расходования денежных средств
  • своевременно выявить и контролировать финансовые риски
  • повысить гибкость и оперативность реагирования на изменяющиеся внешние и внутренние условия
  • выполнить достоверный анализ бюджетных отклонений
  • спрогнозировать финансовые последствия принимаемых решений
  • распределить и делегировать ответственность за расторжение бюджетом