Бюджетирование - это комплекс бизнес-процессов, предназначенных для осуществления планирования и контроля исполнения будущей деятельности компании исходя из ее стратегических целей и ключевых показателей развития. Основная цель бюджетирования - грамотное распределение ресурсов компании.
Бюджет компании – это финансовый документ, который объединяет оперативные (операционные) и финансовые планы работ по всем подразделениям и направлениям деятельности предприятия. Процесс бюджетирования включает – подготовку, согласование и внесение корректировок в отдельные бюджеты с последующим формированием на их основе сводного бюджета компании.
Задачи бюджетирования
- определение объектов бюджетирования
- операционное и финансовое планирование деятельности в соответствии с принятыми показателями развития
- расчет показателей бюджета
- определение требуемого объема денежных ресурсов, гарантирующих финансовую стабильность и платежеспособность компании
- обоснование затрат и расходов компании
- расчет уровня внутреннего и внешнего финансирования, определение необходимости привлечения дополнительных ресурсов
- прогнозирование доходов и расходов организации
- обеспечения координации и взаимодействия различных подразделений компании
Формирование оперативного бюджета означает проведение количественной оценки доходов и расходов по каждому подразделению компании. Оперативный бюджет включает: расчет бюджета продаж, производственного бюджета, бюджета производственных запасов, бюджета закупок, бюджета общепроизводственных расходов, бюджета трудовых затрат, бюджета коммерческих расходов, бюджета общих и административных расходов, а также прогнозного отчета о прибылях и убытках.
Финансовый бюджет
Формируется в целях определения источников финансирования и способов их использования. Включает, бюджет капитальных затрат, бюджет денежных средств и прогнозный баланс.
Задачи казначейства
Бизнес-процессы казначейства нужны для обеспечения финансирования основной и прочей деятельности предприятий в рамках установленных бюджетов, а именно:
- планирование и бюджетный контроль денежных потоков компании
- предотвращение кассовых разрывов в денежных потоках
- оптимизация и проведение платежей
- выявление и размещение излишков ликвидных активов
- уменьшение финансовых рисков
- управление ликвидностью компании
- контроль дебиторской и кредиторской задолженности
- отслеживание и проведение взаимозачетов
- планирование бюджета движения денежных средств
Эффективное бюджетирование и казначейство позволяет:
- обеспечить и контроль достижения плановых финансовых и производственных показателей работы
- повысить общую эффективность работы компании и целевого расходования денежных средств
- своевременно выявить и контролировать финансовые риски
- повысить гибкость и оперативность реагирования на изменяющиеся внешние и внутренние условия
- выполнить достоверный анализ бюджетных отклонений
- спрогнозировать финансовые последствия принимаемых решений
- распределить и делегировать ответственность за расторжение бюджетом