Функция "Управление бюджетом" – автоматизирует управление финансовыми ресурсами на следующих этапах:
- планирование бюджета и программное моделирование его вариантов
- согласование бюджета и его утверждение
- формирование плана и факта бюджета
- анализ соответствия плановых показателей фактическим
- корректировки бюджета
На каждом из этапов система бюджетного управления решает критические задачи, для данного этапа.
Этап планирования бюджета
Способы формирования данных по статьям бюджета:
- На основе статистики и экспертных данных. Данные статистики включают в себя показатели за прошлые периоды, информацию, содержащуюся вне программы по планированию бюджета, оценок экспертов, статистических исследований и пр. Подобные данные вводятся вручную
- На основе данных, полученных из прошлого периода с поправкой на динамику, влияющую на данную статью или группу статей. К примеру, внешними факторами могут быть: индекс инфляции, индексы стоимости товаров и услуг, сезонные колебания спроса и т.д. Возможно задать сценарий колебания факторов. На статью бюджета, также могут иметь влияние как один, так и несколько факторов.
- На основе данных из модуля «Управление договорами». В модуль входят данные по календарным планам платежей и по отгрузкам продукции согласно договорам. Эти показатели возможно использовать для бюджетного управления предприятием.
- Расчетным способом. Некоторые статьи рассчитываются по формулам из других показателей бюджета. Примерами таких статей могут служить: прибыль, налоги, статьи, связанные с движением денежных средств.
Бюджетное управление
На этапе планирования в программе имеются несколько вариантов бюджета, каждый из которых соответствует определенной ситуации, сценарию развития событий.
Этап согласования и утверждения бюджетов
Согласование и утверждение бюджета проходит через несколько итераций. Все итерации хранятся в модуле «Управление бюджетом», и есть возможность их сравнивания.
Пример варианта согласования бюджета:
- формирование бюджета в подразделениях
- автоматическая агрегация данных в финансовом управлении
- получение глобальных критических показателей и корректировка данных по подразделениям на их основе
- исправление показателей по подразделениям с учетом урезания расходов в целом
- согласование скорректированного варианта в подразделениях
- сравнение финансовых данных в подразделениях и корректировка целей и задач согласно актуальным финансовым данным
Результат подобных итераций – формирование окончательного варианта бюджета и его утверждение всеми заинтересованными сторонами.
Формирование фактических показателей бюджета
В качестве источников формирования данных могут использоваться:
- бухгалтерские данные системы ERP. Для перемещения показателей из программы в модуль «Управление бюджетом», необходимы настройки фактических показателей бюджета в рамках обработки бухгалтерской информации. Например, фактическое значение статьи «НДС, к перечислению в бюджет» может быть задано формулой: = Сальдо на начало 68 счета + Обороты по Кредиту 68 счета — Обороты по Дебету 68 счета;
- оперативные данные системы ERP. Оперативные и бухгалтерские документы можно разделить по показателям бюджета. В зависимости от построения бизнеса конкретной компании подобную разноску оперативной и бухгалтерской информации может осуществлять как сотрудник финансовой службы, так и бухгалтер. Данные по некоторым статьям бюджета или подразделениям можно вводить вручную.
Анализ исполнения бюджета
В бюджетном управлении предусмотрена возможность сравнения плановых и фактических показателей за текущий и любой из прошлых периодов, процентного отклонения фактических показателей от плановых (с детализацией по статьям), сравнения отчетности по аналитическим разрезам.
Проведение корректировок бюджета
Бюджет может быть откорректирован по результатам анализов с учетом фактических данных. По отдельным статьям корректировки возможны методом скользящего планирования, имеется сравнение бюджетов до и после корректировки.
Структура бюджетов
С планированием бюджета возможно:
- формирование бюджетов в автоматическом режиме, в том числе консолидированных бюджетов
- согласование бюджетов в автоматическом режиме, хранение истории согласования
- возможность планирования различных сценариев реализации бюджета
- настройка аналитических признаков статей, возможность их визуального представления в рамках типовых форм бюджета
- плановые показатели бюджета могут формироваться по различным оперативным планам (например, по календарному)
- агрегация бюджета по различным вариантам организационной структуры
- возможность индивидуальной настройки представления бюджета для каждого из подразделений
- возможность распределения значения статей одного бюджета по статьям другого при наличии взаимосвязей
- гибкая настройка границ индивидуальной видимости бюджета для пользователей с разными правами