Внедрение 5S - оптимизация рабочего пространства
Краткое содержание
→ Дистанционный курс "Внедрение 5S на предприятии с умом"
То, что осталось за кадром статьи из Википедии или обычного учебного фильма по 5S. От 1000 руб.
Смотреть программу курса
- • Примеры потерь из-за неоптимальной организации пространства на уровне участка, цеха, склада
- • Примеры потерь из-за отсутствия порядка на микроуровне (рабочем месте)
- • Пример различных уровней организации на складе готовой продукции
- • Теоретическая часть:правила 5 S
- • Практическая часть: 5S в офисе, алгоритм действий и пример
- • Внедрение 5S не на одном рабочем месте, а на предприятии
Связанные услуги:Кайдзен-группа: непрерывные улучшения |Внедрение системы 5S |Проект внедрения бережливого производства |Кайдзен-блиц |Обучение бережливому производству
Система 5S – это метод, который используется при организации рабочего пространства (офиса, производства, склада). Результатом использования системы 5S является создание оптимальных условий для работы, поддержания порядка и чистоты, аккуратности, экономии времени и энергии. Система 5S используется не только для расстановки рабочих мест в офисах. С её помощью можно расставить оборудование, эффективно использовать пространство в цехах и на складах, установить порядок и чистоту в отделах и подразделениях.
Какие последствия может иметь неэффективная
организация рабочего пространства на производстве
- Залежалый неликвидный товар, который занимает много пространства. Рост расходов на содержание неликвида.
- Лишние метры, которые проходит Ваш сотрудник или продукт. Потерянное рабочее время, усталость и рост трудозатрат.
- Много занятого пространства, необходимость постоянно переставлять всё с места на место, чтобы организовать пространство для новых поставок.
- Потерянные инструменты и готовые изделия.
- Потерянные файлы на компьютерах, создание файлов-дубликатов.
- Потерянные документы.
- Проблема в организации использования рабочих инструментов и канцелярии. Дополнительные траты на закупку потерянных единиц или дополнительного комплекта.
- Предметы, расположенные не на своём месте, создают путаницу и мешают рабочему процессу.
- Как результат – понижение эффективности работы и снижение дохода.
Кейс 1
Входные данные. Приём товара организован на другом конце склада от точки, где расположены погрузо-разгрузочные ворота. Расстояние между ними составляет 30 метров. Каждый день проводится приём и отгрузка 100 поддонов с товаром. Приёмщику доставляется поддон, он производит электронную регистрацию и распределяет товар по складу.
Всего в день этот путь проходит 100 поддонов, что в целом составляет 3 километра (30 метров * 100 поддонов).
Решение проблемы: Приём товара организовали в непосредственной близости от погрузо-разгрузочных ворот.
Кейс 2
Входные данные. Из-за отсутствия организации рабочего пространства сотрудники тратят минимум 20 минут в день на поиск инструментов или необходимых документов.
При размере штата в 50 человек со средней зарплатой 100 000 рублей получается, что из-за простоев во время поиска компания теряет 208 333 рубля в месяц. Расчёт производится по схеме: 100 000 / 22 (рабочих дней в месяц) / (8*60=480 минут) * 22 (рабочих дня) * 20 (минут) * 50 (человек) = 208 333 рубля в месяц.
Решение проблемы: Мы провели на предприятии курс по внедрению системы 5S. В курсе участвовало 5 человек от компании, которые затем внедряли полученные знания на рабочем месте. Реорганизация рабочего пространства была проведена за 2,2 месяца. Стоимость составила: 5 000 рублей за курс и 10 000 рублей – премиальные участникам курса за успешное выполнение реорганизации.
Пример
В данном примере рассмотрим различные уровни организации пространства для cклада готовой продукции производства. Уровни идут по возрастанию, где 0 – это очень низкий, а 4 – высокий.
0 Уровень
Распределение полученных товаров производится без схемы. Грузчик получает поддоны и коробки и ставит их на свободное место. Поиск товара осуществляется по памяти, что иногда занимает более 1 часа. Если грузчика по каким-то причинам нет на рабочем месте, найти товар становится настоящей проблемой. Это влечёт за собой срывы сроков и большие потери. Грузчик каждый день готовит все отгрузки, которые планируются на следующее утро.
Кейс 3
Входные данные. Каждый день грузчик собирает все отгрузки, которые планируются на следующий день. На складе организуется место, где должны стоять все отгрузки. Из-за особенностей товара отгрузки выставляются в один уровень, что занимает много пространства и иногда не хватает места для товара.
Решение проблемы: Рабочий день грузчика делится на 2 смены. Утром он собирает отгрузки на вечер, а затем – на утро следующего дня. Таким образом освобождается более 35% площади.
1 Уровень
Для распределения товара на складе используется файл-план. Грузчик заносит дату приёма, номер товара, номер места, где он стоит. Например, «02.01.2021, АРМ№558, сектор А, место 5». Метод рабочий, но занимает много времени как внесение товара, так и поиск его в файле. Грузчику всё равно приходится запоминать много ненужной информации.
2 Уровень
На складе выделены зоны. Например, новые изделия, изделия, которые будут отгружены завтра, через несколько дней, сегодня. Грузчик распределяет весь товар по соответствующим зонам. Каждая зона означена, а товары пронумерованы так, что их можно легко найти.
3 Уровень
На складе выделены зоны, как и в уровне 2, но товары также распределяются по дате отгрузки. Ближайшие ставятся ближе к зоне отгрузки, что уменьшает время на отгрузку товара и снижает трудозатраты грузчика.
4 Уровень
Товары доставляются на склад соответственно времени отгрузки и распределяются по близости, как в примере уровня 3.
5 шагов системы 5S
- Сэйри – сортировка.
Все материалы, оборудование, инструменты и бумаги сортируют на три категории:
- нужные всегда — материалы, которые постоянно используются в работе и необходимы в данный момент;
- нужные иногда — материалы, которые могут использоваться в работе, но в данный момент не востребованы;
- ненужные — брак, неиспользуемые инструменты, тара, посторонние предметы. В процессе сортировки ненужные предметы помечают и затем удаляют из рабочей зоны.
- Сэйтон – соблюдение порядка
Расположение предметов отвечает требованиям:
- безопасности;
- качества;
- эффективности работы.
Четыре правила расположения вещей:
- на видном месте;
- легко взять;
- легко использовать;
- легко вернуть на место.
- Сэйсо – содержание в чистоте
Рабочая зона должна поддерживаться в идеальной чистоте. Порядок действий:
- разбить линию на зоны,
- создать схемы и карты с обозначением рабочих мест, мест расположения оборудования;
- определить специальную группу, за которой будет закреплена зона для уборки;
- определить время проведения уборки: утренняя: 5—10 мин. до начала рабочего дня;
- обеденная: 5—10 мин. после обеда;
- по окончании работы: после прекращения работы, во время простоев.
- Сэйкэцу – стандартизация
Этот принцип требует формального, письменного закрепления правил содержания рабочего места, технологии работы и других процедур. Необходимо создать рабочие инструкции, которые включают в себя описание пошаговых действий по поддержанию порядка. Также следует вести разработки новых методов контроля и вознаграждения отличившихся сотрудников.
- Сицукэ – совершенствование
Выработка привычки ухода за рабочим местом в соответствии с уже существующими процедурами, а также неуклонное совершенствование самой системы. Важные моменты: Наблюдение за работой оборудования, за рабочим местом, чтобы облегчить их обслуживание. Использование фотографий «До»/«После» для сравнения того, что было, и каков конечный результат. Организация аудитов, чтобы оценить эффективность внедрения программы 5S.
Как применяется система 5S в офисе
Собрать вещи со всех полок, из всех ящиков, со столов и шкафов.
- Провести генеральную уборку.
- Провести сортировку: выкинуть лишнее, отложить то, что сейчас не нужно, разложить в доступных местах самое необходимое.
- Отвести специальное место для хлама, постепенно его разобрав.
- Разместить предметы в соответствии с правилами системы 5S. План составляется всеми сотрудниками, так как предметы должны быть расположены удобно и доступно. Продумать зоны рабочих мест, отдыха, гостевые комнаты.
- Применит план на практике, внести коррективы при необходимости
- Промаркировать предметы, которые необходимо обозначить. Например, папки, ящики шкафов.
- Использовать разграничители, кейсы, папки для большего удобства и контроля.
- Система 5S не предполагает стандартизации, нет необходимости делать всё одинаково. Каждый может создать своё рабочее место, как ему удобно, но должны соблюдаться правила 5S.
- Обозначить каждый предмет, используя надписи, чтобы класть всё на место в период адаптации к новому порядку.
- Выполнить проверку на соответствие безопасности: провода, электрика, чайники и микроволновки – всё должно быть расположено так, чтобы исключить несчастные случаи.
- Организовать время для наведения порядка.
- Выделить проверяющих для организации контроля.
- Создать систему оценки.
Почему система 5S не работает?
Многие при попытке внедрения системы 5S сталкиваются с трудностями, часто идея заканчивается провалом и компания возвращается к былому беспорядку. Какие ошибки совершаются чаще всего и ведут к неудаче?
- Руководство не участвует в мероприятиях 5S. Часто встречаются руководители, которые требует от сотрудников то, что не готовы выполнить сами. Задать правила, внедрить идею – этого недостаточно, здесь важен личный пример. Топ-менеджмент вместе со всеми должен выполнять правила, участвовать в обсуждениях и уборках.
- Не умение слышать своих сотрудников. Иногда руководство считает, что знает лучше, как организовать рабочие место, но это не так. Каждый должен иметь возможность сделать так, как ему кажется удобным и правильным.
- Система штрафов. Штрафы имеют смысл, когда система уже работает, в процессе внедрения это лишь убьёт желание сотрудников участвовать в проекте.
- Не выполняются условия премирования. Если сотрудник не получает обещанного бонуса, его мотивация быстро падает.
- Неумение руководства договариваться со своими сотрудниками.
- Отсутствие контроля.